пятница, 8 февраля 2013 г.

изделия из кости изготовляемые народами крайнего севера

Содержание   1           ВВЕДЕНИЕ Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям и при]роде, является могучей, плодотворной силой. Огромное вдохновляющее значение прекрасного для людей отмечал К. Маркс, подчеркивая, что человек формирует окружающий его мир, материю также и по законам красоты"1. В процессе этого формирова]ния важнейшая и незаменимая роль принадлежит художественному творчеству, искусству. В ряду изобразительных пластических искусств, таких, как архитектура, скульптура, живопись, графи]ка, видное место занимает декоративное искусство. Это искусство непосредственно связано с повседнев]ным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. К области декоративного искусства мы относим и сюжетно-орнаментальную мозаику, украшающую фа]сад общественного или жилого здания, и мозаичные или чеканные настенные панно, панели, оживляющие интерьер станций метрополитена, Дворцов культуры, клубов, кафе и т. д. В современной квартире это и узорчатый ковер, и вышитый занавес, и керамические вазы для цветов, и многое, многое другое. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М, 1976. т. I, с. 144. 3 Декоративное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно, оно как бы охватывает и так называемое высокое, или станковое, искусство; декоративную, или монументальную, скульптуру; де]коративную живопись, или роспись стен, потолков; декоративную графику и предметы быта, предметы культурно-бытового назначения. Зачастую очень не]просто определить, что более прекрасно и более худо]жественно многоцветная сюжетная мозаика на фасаде или узорная кирпичная кладка, рисунчатый ковер или искусно простеганное ватное одеяло, фар]форовая ваза или глиняная крынка для сметаны. Известный советский исследователь и знаток декора]тивного искусства А. Б. Салтыков называл его «са]мым близким (к человеку. Н. К.) искусством». Он также предлагал разделить все искусство на изобрази]тельное и преобразительное, т. е. преображающее, художественно изменяющее материальную среду. Особую отрасль декоративного искусства состав]ляет народное декоративное искусство народные художественные ремесла и художественные промыслы. Под народным декоративным искусством подразу]мевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей исто]рией данного народа,, его обычаями, обрядами, празд]нествами, с хозяйственной, промысловой деятельно]стью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. К та]кому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде охотников, мальчик уже в раннем воз]расте мастерил себе лук и стрелы, стремясь вырезать и раскрасить их так же красиво, как это делали его отец и старший брат. Подражание и преемственность трудо]вых навыков шли рядом, были неразрывны друг с дру]гом. В процессе приобщения к труду ребята учились формовать, сушить и обжигать в печах глиняную посу- ду, лепить и красить глиняные игрушки свистульки, раскалывать топором на чурку липовые или березо]вые поленья и вырезать из них коньков, петухов, мед]ведей. Народные художественные изделия безымянны. У них нет авторов. В музеях сохраняются, например, сотни деревянных расписных прялок. Ученые делят их по видам росписи и по районам изготовления. Прялки каждого типа с известными вариациями оформлены в общем-то однотипно. Но делали их разные мастера, подчас жившие далеко друг от друга. Полагалось, однако, оформлять, скажем, пермогорскую прялку совершенно определенным образом. Это хорошо знали опытные мастера, этому они обучали и молодежь: сыновей, внуков. Так изделия народного искусства бесконечно повторялись на протяжении веков, посте]пенно совершенствуясь, приобретая удивляющий нас сегодня свой художественно завершенный, прекрас]ный облик. Народное декоративное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной ху]дожественной культуры. Керамика, блюда и кувшины Средней Азии непохожи на русские миски, горшки и крынки, азербайджанские ковры совсем иные, чем кур]ские или воронежские безворсовые ковры паласы с изображением роз и маков, украинский, литовский народные костюмы, русский народный костюм Воро]нежской или Рязанской областей все это разные художественно-декоративные народные решения. Итак, под народным декоративно-прикладным ис]кусством мы понимаем искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания, искусство коллективное, созданное поколениями безы]мянных народных мастеров, отразившее и отража]ющее художественные вкусы и эстетические представ]ления широких народных масс. В этой книге речь пойдет о прикладном декоратив]ном искусстве Крайнего Севера и Дальнего Востока, о художественной национальной культуре малых наро]дов, населяющих эти земли. Прежде всего, что это за малые народы и почему их так называют? В то время как численность многих народов, входящих в состав населения Советского Союза, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Трудно предста]вить себе народ, который весь можно расселить в одном-двух современных многоэтажных городских домах! Однако историческое культурное значение каждого народа не находится и не может находиться ни в прямой, ни в косвенной зависимости от его численно]сти. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представ]ляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье советского народа. Именно на этом ленинском принципе принципе абсолютного равенства Коммунистическая партия и Советское правительство на протяжении всей истории Советского государства строят свою национальную политику в отношении малых народов Сибири и Даль]него Востока. В этих районах нашей страны живет более двух десятков малых народов. До Октябрьской социалисти]ческой революции основными занятиями

1.56 Mb.Название страница1/6Дата конвертации20.09.2012Размер1.56 Mb.Тип источник

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М, 1976. т. I, с. 144. 3

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М, 1976. т. I, с. 144. 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий